
Говорят, ребенок, растущий без папы, иногда придумывает себе несуществующего отца: который где-то далеко в экспедиции, или героически погиб. Полярника, геолога, военного летчика и т.п. Или мама придумывает ему такого отца.
Дэвид Брин в цикле "Возвышение" рассматривает фантастическую идею о том, что космические цивилизации "возвышают" некоторые встреченные ими в космических путешествиях виды живых существ до разумности.
Идея не нова для фантастики. Например, в "Одиссее" Кларка монолит "возвысил" обезьяноподобных предков человека до людей.
Интересна другая идея Брина о том, что родительские и дочерние цивилизации еще долго потом состоят в отношениях своеобразной протекции. Т.е. дочерняя цивилизация прекрасно осведомлена о том, кто ее возвысил, и относится к родительской с огромным почтением и обязана слушаться, пока родительская не сочтет нужным дать ей самостоятельность.
Земная цивилизация у Брина выведена как безотцовщина. Мы не помним цивилизацию - нашего патрона. Некоторые считают, что человечество слишком рано осиротело (такие случаи в Галактике известны), другие - что разум на Земле зародился независимо (уникально). В любом случае, уважения Землянам в глазах галактических цивилизаций это явно не добавляет, и если бы к моменту Контакта мы не успели возвысить шимпанзе и дельфинов, с нами вообще не стали бы разговаривать на равных.
Это я к чему. Если бы описанное у Брина было правдой и мы бы помнили цивилизацию-патрона, было бы в нашем разуме место религии или нет? Или Бог/боги - это тот самый папа-полярник?